ОТЕЦ  АЛЕКСАНДР  МЕНЬ


Родился  — 22-го января 1935 года в Москве. Отец — Владимир (Вольф) Григорьевич Мень, мать — Елена Семеновна Мень.
Он окончил школу в 1953 году и тогда же поступил в Московский Пушной институт на охотоведческий факультет, переведенный года через два в Иркутск.
Здесь изучал он любимую биологию — жизнь и нравы животного мира.
И все же, на первом месте у него — Бог, служение Ему в храме, всюду. Обладая абсолютным музыкальным слухом и сильным, от природы поставленным голосом, он рано начал помогать на клиросе — петь, читать. Это служение он продолжал и будучи студентом. В стране распространение религии, которую власти считали ядом («опиумом») для народа, было запрещено, а участие граждан в жизни Церкви — наказуемо. Поэтому поведение студента Александра Меня было недопустимо дерзким. В конце 5-го курса, перед последними — государственными — экзаменами, руководство института исключило его из числа своих студентов, и тем самым, выпускников. Диплома ему не дали.
С детства начитанный в области истории, философии, богословия, изгнанный за верность Церкви, студент Александр Мень в том же году поступает в Ленинградскую духовную семинарию (заочно).

Шел 1958 год. 1-го июня 1958 года его рукоположили в дьякона, а через два года — 1-го сентября 1960 года — в священника. Его духовный отец — известный в то время в среде московской интеллигенции священник Николай Голубцов, профессор Московской Духовной Академии. После семинарии отец Александр закончил и эту академию со степенью кандидата богословия.
С 1959 года его статьи начали появляться в «Журнале Московской Патриархии», единственном в то время периодическом издании Русской Православной Церкви.

АЛАБИНО

Первый храм, в котором отец Александр начал служить священником, получив вскоре настоятельство над ним, находился в подмосковном городке Алабино по Киевской железной дороге. Он быстро установил самые дружеские отношения как с местными властями и прихожанами, так и со вторым, тоже молодым, священником — отцом Сергием Хохловым.
Ремонт, а точнее, реконструкция храма, проповеди, исповеди, беседы с прихожанами, богослужения, добывание стройматериалов — никакой труд не казался слишком тяжелым для энергичного, влюбленного в Божье дело настоятеля.
Одаренный от природы тонким вкусом, чувствующий красоту и гармонию, он почти болезненно воспринимал часто небрежное, вульгарное, без всякого понимания церковного искусства, убранство наших храмов, домов Божиих.
и отец Александр с первых дней и до последнего своего дня ревностно заботился о внутреннем и внешнем устроении храма.
В результате доноса, в домике в Алабино учиняют первый обыск — поиск «антисоветских» материалов. Пока проводился обыск, молодой отец Александр , не теряя времени  дописывает последние страницы «Магизма и единобожия» — второго тома из шеститомной серии под общим названием «В поисках Пути, Истины и Жизни».

ТАРАСОВСКАЯ

После доноса его перевели третьим священником в другой храм — на станцию Тарасовская по Ярославской железной дороге. Если ехать на электричке от Москвы в сторону Сергиева Посада (Загорск), сидя с левой стороны, то синий купол Тарасовского храма хорошо виден на фоне  неба.
В то время он жил с семьей — женой и двумя детьми — на станции Семхоз по той же дороге. Совсем недалеко места, где подвизался в духовных подвигах преподобный Сергий Радонежский шестьсот лет назад.
В течение ряда лет отец Александр испытывал сильнейший гнет со стороны настоятеля храма. Без устали доносил тот на молодого священника, который заметно выделялся своим влиянием на интеллигенцию, особенно на молодежь. Впрочем, это не мешало отцу Александру, по-евангельски «радуясь и веселясь», вести к Богу быстро растущее «стадо».
В 1968 году в Тарасовский храм приехали кинооператоры, чтобы заснять интервью с сельским священником для фильма «Любить» (режиссер А.Калик). Фильм этот был запрещен для показа, многие метры кинопленки уничтожены, но пленка с отцом Александром чудом уцелела, спрятанная под кроватью режиссера, где и пролежала почти 22 года(!). А тогда молодые создатели фильма, скептически настроенные против «попов», неожиданно для себя вдруг услышали, что «в момент влюбленности человек встречается с Вечностью, переживает Бога...» Тогда они и не подозревали, что в молодом неординарном священнике был будущий всемирно известный богослов, церковный писатель, и что они снимали исторические кадры...

Однако нетерпимое отношение к отцу Александру со стороны настоятеля достигло своего предела, и по распоряжению Патриарха Пимена отца Александра переводят в Сретенский храм села Новая Деревня, что вплотную примыкает к районному центру Пушкино по той же дороге.
Его священническое служение в Сретенском храме в Новой Деревне началось 12-го февраля 1970 года. — в день Трех Святителей: Василия
За двадцать с половиной лет служения отца Александра в Сретенском храме сменятся пять настоятелей. Пятым будет он сам, в течение последнего года.
Богослужение. Десятки исповедников. Ответы на бесчисленное количество писем, присылаемых по почте, приносимых самими авторами, передаваемых через тех, кто Имел возможность чаще соприкасаться с ним по делу... Чтение невероятного количества книг и журнальных статей На разных языках. Посещение больных и умирающих. Озвучивание одних и создание других слайд-фильмов. Впоследние три года жизни — лекции, выступления по радио, на телевидении...
А помимо всего этого, непрерывная работа над собственными книгами или статьями, рожденными его мыслью и сердцем. Как правило, эти книги и статьи были уже «выношены» им  и выходили «из-под пера» зрелым полновесным плодом.
И, кроме того, до 1987 года — все учащавшиеся вызовы на допросы к следователям, цель которых была одна: установить антигосударственный характер деятельности этого проповедника, писателя, миссионера и — избавиться от него.
Весь христианский мир следил за судьбой «сельского священника», известного в своей стране лишь малому числу людей. И преследователи, страшась международного скандала, не осмеливались арестовать отца Александра или выслать его в «отдаленные края».

КНИГИ

Его книги. Серьезно писать он начал, по его словам, с 15 лет — о Христе. И до последнего своего года он работал над этой книгой под названием «Сын Человеческий», четвертое (исправленное и дополненное) издание которой вышло уже после его гибели. Значит, 40 лет не переставал он работать над книгой о Спасителе. Его последняя работа о Христе — книжечка для детей «Свет миру», полна любви и простоты.
Он писал об истоках религии и ее истории, особо — о христианстве; о великих пророках и о Предтече Христа — Иоанне Крестителе. И его последней лекцией, за несколько часов до гибели, была лекция о христианстве — его «лебединая песнь» (прощальная песнь), обращенная к Началу всех начал, и его завещание нам, еще остающимся на Земле.
Он написал о богослужении — «Небо на Земле», исправленное и дополненное издание стало называться «Таинство, Слово и Образ», а для детей о Творце, о Боге — «Откуда явилось все это?»
Книги выходили за рубежом, в Брюссельском издательстве «Жизнь с Богом». Автору давали псевдонимы: А.Павлов, Андрей Боголюбов, Эммануил Светлов — многозначительные имена, полные библейского, евангельского и пророческого смысла. Эти псевдонимы позволяли автору оставаться неизвестным и тем избегать опасности.

Как против Христа нашлись-таки два лжесвидетеля (Мф 26:60), так нашлись и убийцы для отца Александра.
В воскресное утро 9-го сентября 1990 года, когда он направлялся в храм, они ударили его топором — по голове...
Казалось, этот удар острой болью прошелся не только по его родным и знавшим, любившим его людям, но и по
Христу, по Его Церкви, по Вселенной...

 

По материалам Софии Руковой, 1991, Москва

Сайт посвященный протоиерею Александру Меню http://www.alexandrmen.ru

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:00 00:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро0.00 0.00
Курс фунта0.00 0.00
Unreal Commander

Мир путешествий и приключений